Главная » Анимация » Царевна-лягушка (1954)

Царевна-лягушка (1954)

 Сказка ложь, да в ней намёк.

(А.С.Пушкин)

Вот, многие товарищи говорят, что, дескать, голливудские и японские мультики учат детей плохому, портят их. А наши бывшие, советские мультфильмы, наоборот – прививают детям разумное, доброе, вечное. И учат тому, чему надо.

Поскольку в советское время мы, дети Ильича, других мультиков, акромя советских, не видели, то трудно судить, как бы испортил нас Микки Маус. Но старые союзмультфильмовские шедевры даже диснеевские режиссеры упоминали с уважением и восторгом. Хотя, по сути, весь союзмультфильм и вырос в лихих тридцатых из подаренной Диснеем Советской России бобины с плёнкой.

Мультипликаторы СССР не особенно выпендривались, не креативили сверх человеческого разума и снимали фильмы не какие хотят, а исключительно по заказу Государственного комитета госбезопасности… то есть телевидения и радиовещания. И, бывает, что мультики от советских мастеров не учили, не агитировали, а были просто экранизациями сказок, мифов и былин.

Один из таких фильмов – «Царевна-лягушка», снятый аж в 1954-ом году. Вроде бы сказка на пять минут, но талантливые мультипликаторы вложили в него всю свою мультипликаторную душу, растянув повествование аж на целых сорок минут. Сорок. Почти полнометражка. И всё это в рабочем порядке, а не приурочено к Рождеству, как тогда было положено у Диснея.

Бесхитростные союзмультфильмовцы не стали особенно выпендриваться и нарисовали персонажей так, словно обводили по фотографиям. Получился такой рисованный художественный фильм, только со спецэффектами, какие тогда в кино было сделать сложнее, чем в мультике нарисовать. Между прочим, это тоже стиль. Русские сказки у нас в основном так и экранизировали, без всяких буржуазных искажений. И это было круто и для пятидесятых, и в моём детстве, в восьмидесятые.

Сюжет всем известен: Иван Царевич женился на лягушке, которая оказалась заколдованной царевной. И очень в нашей стране любим. Мне известны три экранизации производства СССР, из которых одна – фильм.

Но нельзя просто так взять и экранизировать сказку! И авторы напихали в фильм всяких милых подробностей, расширили сюжет, наградили характерами случайных проходных персонажей — и получилось классно!

Прежде всего начали не с царя, который собрался помирать, а с Кощея, который помирать вовсе не собирается, а собирается наоборот — жениться. Очаровательный образ, послуживший основой для хрестоматийного образа всех кощеев, которые были после этого. Ну, разве что за исключением Кощея из «После дождичка в четверг» в исполнении Олега Табакова.

Ещё один персонаж – дед Кондрат, бывший солдат. Появляется он один раз, реплика у него тоже всего одна, но он заслуживает отдельного разговора.

Собственно, ради этого Кондрата я и стал статью писать. Если помните, то царь своим невесткам дал задание соткать за ночь по ковру. По сказке лягушка ковер какими-то колдунствами изготовила, а неволшебные невестки вроде бы сами корячились с ткацким станком или пяльцами. Но наших мультипликаторов не проведёшь! Невестки-то старшие у нас как бы персонажи неположительные. Поэтому и вставлен в фильм совершенно гениальный эпизод.

Я его перескажу очень коротко. В общем, царь даёт задание сыновьям. Те передают его своим женам. Про лягушку всё ясно, а вот старшие невестки вызывают мамок-нянек и СТРОГО приказывают им за ночь вышить два ковра. Няньки мамки зовут служанок и так же СТРОГО перепоручают это дело им. Служанки зовут уж вовсе каких-то сенных-ночных девок и тоже СТРОГО приказывают уже им. А вот девки ни фига не строго, а очень даже игриво и нимало не задумываясь зовут деда Кондрата, бывшего солдата, который безропотно ткёт всю ночь два ковра и, что характерно, два РАЗНЫХ ковра, которые и передают утром заказчику через всю цепочку в обратном порядке. В результате ковры, конечно, получились таксебешные, но главное, что в срок уложились. Какие претензии могут быть, что тут, ткацкий комбинат?

Совершенно гениальный пример делегирования полномочий. Не знаю, специально ли из чувства какой-то злой сатиры вставили этот немаленький фрагмент в детский мультик коварные советские мультипликаторы, но только совершенно очевидно, что он используется в наше время как наглядное пособие по эффективному менеджменту для младшего персонала. Или просто дети подросли, у которых советские мультики въелись в подкорку органа, имитирующего мозг, стали мелкими руководителями и вспомнили деда Кондрата. И полчища Кондратов на местах выполняют несвойственные им работы, которые какой-то очень высокий начальник поручил вовсе не им, и они стараются, как умеют, но получается всё равно по-кондратовски, потому что никто их не учил ткать ковры.

И вот так, благодаря этой идеологической бомбе, заложенной ещё в пятидесятые, все работы выполняются у нас в стране как попало и неизвестно кем.

Говорите, советские мультики учили доброму и путному? Посмотрите мультик «Царевна лягушка». Нажмите в нужном месте паузу, остановив деда Кондрата, с готовностью шагающего в ткацкий цех. Посмотрите ему сочувственно в глаза и пожелайте счастья. Ведь очень может быть, что это вы и есть.

 

Похожие записи

12 Рождественских Желаний (2013), отзыв о фильме... Фильм "Двенадцать желаний" это прежде всего детский фильм, но в аннотации об этом не было сказано ни слова, поэтому я решил его посмотреть. Тем более ...
4-0 в пользу Танечки (1982), отзыв о фильме... Чего не отнять из славного советского прошлого, так это восхитительных детских фильмов. Я не про сказки Роу и режиссёров социалистических в те времена...
Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень п... Диснеевская студия сняла совершенно ужасный, раздражающий, смешной, нелепый и гадкий фильм для семейного просмотра. Да-с, вот как-то они так умудрилис...
Алеша Попович и Тугарин Змей (2004)... Потому что есть Алёшка у меня… (группа «Руки вверх») Багатур – почетный титул у монгольских и тюркских народов, присоединяемый к имени – «герой», «...

А вот это интересно!

Бэмби (1942)

Умчи меня, олень, в свою страну оленью… (песня «Лесной олень» Е.Крылатов – Ю. Энтин) В …